Внимательные и заботливые родители начинают читать стихи, сказки и истории своим деткам с самого раннего возраста. Для того, чтобы речь малыша развивалась выразительной и яркой, одним лишь чтением не обойтись. Нужно научить ребенка пересказывать усвоенное. А именно пересказ вызывает трудности у первоклашек.
Чтобы помочь и облегчить процесс, объясните малышу смысл всех трудных слов, проговорите их несколько раз. Если вы собираетесь прочесть новый текст, проведите для начала беседу, подведите ребенка мысленно к тому, о чем пойдет речь в рассказе. После прочтения задайте вопросы с целью выяснить, все ли он понял по тексту. И только потом просите пересказать.
Стоит отметить, что на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа. Например, вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение. Если малыш во время пересказа делает большие паузы, помогайте ему и задавайте наводящие вопросы. Можно составить план пересказа и ориентироваться по нему.
Можно организовать пересказ по очерди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
Пример:
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
1. Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам:
весна (ранняя, поздняя, теплая);
самолет (большой, красивый, серебристый);
лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова самолет.
Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.